Школьная медиация

Борзинский район, с.Акурай 674623
пер. Центральный, 2

8924 381 10 77
sho_akur.borz@zabedu.ru

Школьная медиация

Пояснительная записка
Настоящая Программа наставничества разработана в соответствии с приказом о разработке и реализации целевой модели наставничества (система менторства) в образовательных учреждениях Борзинского района № 47 § 3 от 17 марта 2022г
Согласно Письму Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций", Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью внедрения программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МОУ «ООШ с.Акурай»
Создание Целевой модели наставничества МОУ «ООШ с.Акурай» позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
Термины и определения, используемые в программе
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный для того, чтобы поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Коуч – это специалист, владеющий системными знаниями для того, чтобы помогать наставляемому в достижении любой реальной цели
Тьюторство это педагогическая область в сфере образования,
специализирующаяся на реализац3ии принципа индивидуализации, развитии аутентичности  и  субъектности  развивающегося  человека.  Это  способ  организации
 
процесса обучения, проявляющийся в особым образом организованном проведении учебных занятий, ориентированных на личностное развитие учащихся, и выступлении педагога в роли сопровождающего учебного процесса, а учащегося – в роли его подопечного.
Тьютор – это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка, ориентируется на потребности учащегося. Выполняет роль сопровождающего в учебном процессе, направляющего учащихся в выборе программ обучения, целей и задач своего образования исходя из специфики личностного развития, способностей, потребностей и интересов.
Менторство – передача старшим по возрасту и более опытным человеком своих знаний о том, как выполнить то или иное задание, «модель передачи опыта, в которой ментор служит наставником, советником, обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки менее опытных коллег».
Ментор – специалист, состоявшийся в своей профессиональной области, готовый осуществлять наставничество своему подопечному. Ментор сочетает в своей работе процессный фокус (коуч) и содержательный фокус (тренер) по необходимости.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т. д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга – кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т. д).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Эндаумент – фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований. В частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут приходить от благодарных выпускников школы, желающих поддержать ее развитие. Средства фонда передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который можно использовать на финансирование уставной деятельности, например, на инновационные образовательные программы, научные исследования, стимулирование учителей и обучающихся.
 
В ходе анализа образовательной деятельности школы выявлены проблемы, которые необходимо решать:
Проблемы обучающегося:
низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость у некоторой части школьников;
недостаточная сформированность осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;
падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода, на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;
конфликтность, нежелание взрослых выявлять причины возникновения конфликтов и участвовать в их разрешении;
«взрослые не знают детей»;
проблема противоречия между желанием школьников участвовать в общественном движении и отсутствием условий.
Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ):
невключенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению;
коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Проблемы педагогических работников:
проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе, привыкания к новому социальному статусу;
проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания;
проблемы классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей;
отсутствие мотивации к использованию новых технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования;
недостаток опыта по организации проектной и исследовательской деятельности школьников;
необученность технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности;
дефицит умения адаптировать новые технологии обучения к собственной педагогической деятельности;
отсутствие возможности прохождения стажировок по проблемам использования новых педагогических технологий;
необученность технологиям педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников;
отсутствие эффективного взаимодействия педагогических работников с узкими специалистами для решения профессиональных задач;
 
наличие факторов, влияющих на профессиональное выгорание педагогов – стрессы и тревожность, возникающие вследствие конфликтных ситуаций с администрацией, коллективом, другими участниками образовательных отношений;
отсутствие у педагогических работников профессиональных компетенций по работе с разными категориями детей.
В целях реализации национальной образовательной политики, опираясь на понимание роли качества образования, педагогический коллектив считает, что одним из инструментов решения имеющихся проблем может стать реализация Программы наставничества
1.НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
 
Программа наставничества опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации с учетом региональных документов.
Нормативные правовые основания такой деятельности в Российской Федерации обеспечиваются рядом документов, соответствующих требованиям международных актов, конвенций, в том числе следующими:
●Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
●Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол
№ 45 от 14 мая 2010 г.);
●Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р).
●Приказ о разработке и реализации целевой модели наставничества (система менторства) в образовательных учреждениях Борзинского района № 47 § 3 от 17 марта 2022г
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Целью программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, молодых специалистов.
Задачами Программы являются:
•раскрытие потенциала каждого наставляемого;
•преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
•адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;
•повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в конкурсах и олимпиадах, проектной и внеурочной деятельности;
•создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
•формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
 
развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
•адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;
•плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
•формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательного учреждения, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
 
3.Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.
 
1.Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2.Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
3.Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
4.Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
5.Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6.Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
7.Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8.Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
9.Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
10.Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
11.Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
12.Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
13.Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
14.Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
15.Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
16.Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
17.Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
4.Структура управления реализацией целевой модели наставничества
 
Ответственный исполнитель
Направление деятельности
Контрольные сроки исполнения
Директор школы
-Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества.
-Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества.
Март 2022
Куратор программы наставничества
-Разработка положения, дорожной карты и программы целевой модели наставничества.
-Формирование базы наставников и наставляемых.
-Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).
-Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.
-Контроль проведения программ наставничества.
-Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.
-Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.
-Мониторинг эффективности целевой модели наставничества.
Апрель, май
, в течение всего периода
Наставники
Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых.
В течение всего периода
Педагог-психолог
Проведение тестов на выявление психологической совместимости, мониторингов удовлетворенности
работой наставнических пар, оказание консультативной помощи.
В течение всего периода
Наставляемые
Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником.
В течение всего периода
 
 
 
 
 
 
 
5.Кадровая система реализации целевой модели наставничества
 
В целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
1.Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
 
2.Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3.Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
Формирование базы наставляемых из числа обучающихся:
-проявивших выдающиеся способности;
-демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
-с ограниченными возможностями здоровья;
-попавших в трудную жизненную ситуацию;
-имеющих проблемы с поведением;
-не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
 
Формирование базы наставляемых из числа педагогов:
-молодых специалистов;
-находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
-находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
-желающих овладеть современными программами, цифровыми навыками. Формирование базы наставников из числа:
-обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
-педагогов и специалистов, заинтересованных в
тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
-родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов;
-выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
-сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
-успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей)
 
Этапы реализации Целевой модели наставничества
 
Этапы
Мероприятия
Результат
Подготовка
1.Создание благоприятных условий для запуска программы.
2.Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.
3.Выбор аудитории для поиска наставников.
4.Информирование и выбор форм наставничества.
5.На внешнем контуре информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.
Дорожная карта
условий дл
запуска программы
 
реализации наставничества. Пакет документов.
наставничества
 
 
 
Формирование базы наставляемых
1.Выявление конкретных проблем
обучающихся школы, которые можно
2.решить с помощью наставничества. Сбор и систематизация запросов от
потенциальных наставляемых.
Сформированная база наставляемых с картой запросов.
Формирование базы наставников
Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: ● обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций);
●педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
Формирование базы наставников, которые потенциально могут
участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.
 
●родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.
 
Отбор и обучение наставников
1.Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.
Обучение  наставников  для  работы  с
2.наставляемыми.
1.Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками.
 
 
2.Собеседование с
 
 
наставниками.
 
 
3.Программа обучения.
Формирование наставнических пар/групп
1.Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.
2.Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.
Сформированные наставнические пары / группы, готовые
работать в рамках программы
 
Организация хода наставнической
программы
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.
Работа в каждой паре/группе включает:
•встречу-знакомство,
•пробную рабочую встречу,
•встречу-планирование,
•комплекс последовательных встреч,
•итоговую встречу.
Мониторинг:
●сбор обратной связи от наставляемых – для
мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
●сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов
– для мониторинга эффективности реализации программы.
Завершение программы наставничества
1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.
2.Подведение итогов программы школы.
3.Публичное подведение итогов и популяризация практик.
Собраны лучшие наставнические практики.
Поощрение наставников.
 
Исходя из образовательных потребностей МОУ «ООШ с.Акурай» в данной целевой модели наставничества приоритетными могут являться формы наставничества: «Учитель – ученик», «Ученик – ученик», «Учитель – учитель».
 
6.Формы наставничества, приоритетные для МОУ «ООШ с.Акурай»
 
7.1.Форма наставничества «Ученик – ученик».
 
Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо, временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1.Помощь в реализации лидерского потенциала.
2.Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3.Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4.Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5.Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
 
6.Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Результат:
1.Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
2.Повышение успеваемости в школе.
3.Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
4.Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
5.Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
6.Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и ПДН.
7.Снижение количества жалоб от родителей и педагогов,
связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
 
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
 
Наставник
Наставляемый
Кто может быть.
Пассивный
Активный
- Активный ученик, обладающий лидерским и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления.
Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой
по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные
Обучающийся с особыми образовательными потребностями,
нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
-Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.
образовательные
результаты или проблемы с поведением, не
 
-Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований.
- Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.
 
- Возможный участник всероссийских детско – юношеских организаций и объединений.
 
 
 
Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».
 
Формы взаимодействия
Цель
«Успевающий – неуспевающий»
Достижение лучших образовательных результатов.
«Лидер – пассивный»
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих,
лидерских навыков.
«Равный – равному»
Обмен навыками для достижения целей.
«Адаптированный – неадаптированный»
Адаптация к новым условиям обучения.
 
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
 
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик».
Ученическая конференция.
Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества.
Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников.
Обучение наставников.
Обучение проводится куратором.
Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих
добровольно принять участие в программе наставничества.
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.
Формирование пар, групп.
После личных встреч, обсуждения вопросов. Назначения куратором.
Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.
Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.
Рефлексия реализации формы наставничества.
Анализ эффективности реализации программы.
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою
причастность школьному 14
Поощрение на ученической конференции.
 
сообществу.
 
 
7.2.Форма наставничества «Учитель – учитель».
 
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. Форма предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри школы, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
•способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
•развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
•ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
•ускорить процесс профессионального становления учителя;
•сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога;
•обеспечить наиболее комфортную адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
•дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
15
 
•повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений;
•отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;
•способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня;
•приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
 
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
•активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
•повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
•появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
•участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
•наличие портфолио у каждого молодого педагога;
•успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
•эффективный способ самореализации;
•повышение квалификации;
•достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе.
Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри образовательного учреждения.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель».
Этапы реализации
Мероприятия
Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель».
Педагогический совет. Методический совет.
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов
Анкетирование. Использование базы наставников и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.
Обучение наставников
Проводится при необходимости
Проводится отбор педагогов, испытывающих профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.
Формирование пар, групп.
После встреч, обсуждения вопросов.
Повышение квалификации
Тестирование. Проведение мастер –
 
наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация.
классов, открытых уроков
Рефлексия реализации формы наставничества.
Анализ эффективности реализации программы
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус
Поощрение на педагогическом совете или методическом совете школы
 
7.3.Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
-развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;
-создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Результат:
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МКОУ «Вихоревская СОШ №2», что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».
 
Наставник
Наставляемый
Кто может быть.
Активный
Пассивный
 
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психологопедагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги: классный руководитель, учитель-предметник, методист, социальный педагог, психолог. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.
Обучающийся,
демонстрирующий высокие образовательные результаты,
победитель школьных и региональных олимпиад и
соревнований, обладающий
лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью
мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы,
театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная
деятельность), которому сложно раскрыть свой
потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему
трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного
выбора векторов творческого развития,
карьерных и иных возможностей.
Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию,
неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся,
демонстрирующий отсутствие
осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис
самоидентификации, разрушение или низкий уровень
сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров
 
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик».
 
Формы взаимодействия
Цель
«Учитель– неуспевающий ученик»
Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.
«Учитель–пассивный ученик»
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.
«Учитель–одаренный ученик»
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал.
«Учитель–ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид»
Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом.
 
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».
 
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в форме «Учитель – ученик».
Ученическая конференция.
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов.
Анкетирование. Использование базы наставников.
Обучение наставников.
Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости.
 
Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию.
Либо – учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы.
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.
Формирование пар, групп.
Личные встречи или групповая работа в формате
«быстрых встреч».
Повышение образовательных результатов у наставляемых.
Определение образовательной траектории.
Рефлексия реализации формы наставничества.
Анализ эффективности реализации программы.
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.
Поощрение наставляемого на ученической конференции.
 
 
8.Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
 
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1)оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2)оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
 
8.1.Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества,  динамику  показателей  социального  благополучия  внутри
 
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1)оценка качества реализуемой программы наставничества;
2)оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
-сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
-обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
-контроль хода программы наставничества;
-описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых)
-определение условий эффективной программы наставничества;
-контроль показателей социального и профессионального благополучия.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга предоставляется анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты, в которой содержатся открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.
Результатом успешного мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволяет выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
 
8.2.Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить:
-мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества;
-развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность;
-качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
-динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник - наставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников. 1.Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2.Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
 
3.Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
-научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
-экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
-определение условий эффективной программы наставничества;
-анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами; - сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
-сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
 
9.Критерии эффективности работы наставника.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Также к результатам правильной организации работы наставников относятся: повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
В качестве критериев оценки наставнических программ выделяются:
-единая стандартная процедура оценки;
-разработанность форм контроля за деятельностью наставников;
-научная обоснованность инструментов оценки;
-представление доступа к необходимым ресурсам (организационным, методическим, информационным и др.);
-документальная оснащенность;
-наличие возможностей для обучения и консультаций;
-обработанность процедуры отчетности;
-обоснованность программы и плана мероприятий;
-разработанность форм поощрения и награждения наставников, наставляемых и их семей.
 
10.Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
-Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
-Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
-Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», «Наставник+";
-Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
-Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
 
 
 
1.Область применения
Настоящее Положение о наставничестве устанавливает общие требования к внедрению целевой модели наставничества (далее - ЦМН) в МОУ «ООШ с.Акурай» (далее - ОО).
Применяется руководителем, куратором, работниками ОО; является обязательным к исполнению всеми участниками реализации ЦМН.
2.Нормативные ссылки
Настоящее Положение разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:
-Трудовой кодекс РФ;
-Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
-Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
-«Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. № 2705-р.;
-«Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950 –р.;
-Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р;
-Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральные проекты «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение  конкурентоспособности  профессионального  образования)»,
«Современная школа», «Успех каждого ребенка» Национального проекта
«Образование»;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145;
-Приказ о разработке и реализации целевой модели наставничества (система менторства) в образовательных учреждениях Борзинского района № 47 § 3 от 17 марта 2022г
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Термины, определения, сокращения
В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями:
куратор - сотрудник ОО, либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за внедрение ЦМН и организацию всех этапов программы наставничества (далее - ПН);
методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого;
наставляемый – участник ПН, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;
наставник - участник ПН, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
наставничество- способ передачи знаний, умений, навыков, предоставление молодым людям помощи и совета от более опытных и знающих людей, оказание поддержки в социализации и взрослении, формирование у них жизненных ценностей и позитивных установок;
программа наставничества (ПН)- комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов; форма наставничества - способ реализации ЦМН через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников;
целевая модель наставничества (ЦМН) - система структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих поэтапную реализацию программ наставничества и роль участников, организующих эти этапы; регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества в ОО.
4.Цель, задачи, планируемые результаты
4.1.Цель реализации ЦМН в МОУ «ООШ с.Акурай»:
-оказание помощи в раскрытии личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося и педагога, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации;
4.2.Задачи реализации ЦМН в МОУ «ООШ с.Акурай»:
-создание необходимых материально-технических, кадровых, методических условий наставнической деятельности;
-выявление обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
-привлечение желающих (обучающихся и педагогов ОО) получать поддержку наставников;
-выявление и привлечение потенциальных наставников; формирование базы данных наставников и наставляемых;
-организация психолого-педагогического сопровождения участников программы наставничества, включая родителей (законных представителей) наставляемых;
-анализ результатов наставнической деятельности, организация мониторинга;
-популяризация, продвижение программы наставничества в ОО и социуме, распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших практик наставничества.
4.3.Планируемые результаты реализации ЦМН:
-успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе;
-повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности;
-развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности;
-формирование активной гражданской позиции наставляемого;
-позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
-построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.
5.Принципы реализации наставничества
Реализация наставничества строится на следующих принципах.
Принцип научности – использование научно обоснованных технологий; принцип легитимности соответствие всех действий законодательству Российской Федерации и нормам международного права;
принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;
принцип индивидуализации сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых; принцип компетентности–владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
принцип комплексности – согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации ПН;
принцип лояльности – уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности, тактичное отношение наставника независимо от его эмоционального и физического состояния; принцип конфиденциальности – не разглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым, (возможность передачи ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);
 
принцип добровольности участие в ПН по собственному желанию наставляемого, право отказаться от какого – либо вида работ с наставником; принцип активности активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.
6.Порядок реализации ЦМН
Реализация ЦМН на базе МОУ «ООШ с.Акурай» предполагает следующий порядок:
6.1.руководителю требуется издать распорядительный акт о внедрении ЦМН в ОО, включающий сроки внедрения ЦМН, назначение ответственных за внедрение и реализацию ЦМН (куратор), сроки и этапы проведения мониторинга и оценку эффективности ПН;
6.2.куратору необходимо составить и представить на обсуждение профессиональному сообществу ОО проекты плана мероприятий внедрения ЦМН, положения о  наставничестве;
6.3.руководитель должен распорядительным актом утвердить план мероприятий внедрения ЦМН и положение о наставничестве;
6.4.куратору необходимо создать ПН ОО, определить в ней формы наставничества в ОО («ученик - ученик», «учитель - учитель», «учитель - ученик»);
6.5.участникам  ПН следует реализовать ее основные этапы:
-подготовка условий для запуска ПН;
-формирование базы наставляемых;
-формирование базы наставников;
-отбор и обучение наставников;
-формирование наставнических пар / групп;
-организация работы наставнических пар / групп;
-завершение наставничества.
7.Функциональные обязанности и права куратора
7.1.Куратор обязан участвовать:
-в разработке и реализации плана мероприятий внедрения ЦМН в ОО, нормативных локальных актов по вопросам наставничества;
-в привлечении потенциальных наставников, в направлении их на курсы повышения квалификации;
-в определении форм поддержки и поощрения лучших наставников;
7.2.куратор обязан осуществлять:
- внедрение ЦМН;
-управление и контроль реализации ПН;
-выявление обучающихся, педагогов, нуждающихся в наставничестве,
-выяснение потребностей, целей и ценностей наставляемых;
-отбор наиболее подходящих кандидатур наставников, предоставление списочного состава наставников на утверждение руководителя ОО;
-подбор наставников и наставляемых (пар, групп) на основе схожести интересов;
 
-заключение соглашения между наставником и наставляемым на весь период наставничества; определение условий и сроков ПН;
-обучение наставников продолжительностью не менее 6 часов, помощь наставникам, организация обмена опытом;
-формирование базы данных наставников, наставляемых, ПН и лучших практик;
-контроль за деятельностью наставников;
-подведение итогов наставничества;
-персонифицированный учет обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в ПН;
-заполнение форм федерального статистического наблюдения данных о количестве участников ПН;
-проведение мониторинга и оценки эффективности реализации ПН;
-оценка достижений наставляемых за период взаимодействия с наставником;
-ведение документации: базы данных наставников и наставляемых, план-сетка мероприятий, журнал индивидуальных и групповых консультаций, соглашения наставляемых и наставников, информационно-аналитические справки по результатам мониторинга и др.
7.3.Куратор имеет право:
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с реализацией ПН в ОО;
-вносить предложения по корректировке нормативных локальных актов, касающиеся наставнической деятельности;
-знакомиться в установленном порядке с личными делами и иными документами, касающимися наставляемых и наставников;
-устанавливать контакты со специалистами других ОО и предприятий любых форм собственности с целью организации эффективных условий реализации ПН (с согласия руководителя ОО);
-инициировать участие педагогов – наставников в курсах повышения квалификации, в обучающих семинарах, мастер-классах и т.п.;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с поощрением обучающихся - наставляемых и педагогов - наставников;
-требовать своевременные отчеты, соблюдение графиков встреч и консультаций от наставников, являющихся работниками ОО.
7.4.Куратор осуществляет свою деятельность совместно с рабочей группой, созданной руководителем ОО, в которую наряду с преподавателями могут входить - социальный педагог, педагог-психолог, специалисты предприятий и организаций различных форм собственности.
7.5.Контроль за деятельностью куратора осуществляет заместитель руководителя ОО по воспитательной работе.
8.Функциональные обязанности  и  права наставника
8.1.Функциональные обязанности наставника:
-изучение качеств личности наставляемых, их отношения к учебе, семье, образа жизни, увлечений;
 
-привлечение наставляемого к участию в общественной жизни, к выполнению мероприятий, запланированных ПН;
-развитие постоянного интереса к творчеству, инновациям, содействие расширению кругозора, повышению общеобразовательного и культурного уровня наставляемых, формирование ЗОЖ;
-установление контактов с семьей; выявление запроса на развитие обучающегося, его адаптацию и социализацию; знакомство родителей (законных представителей) с ПН;
-посещение всех мероприятий, проводимых куратором, ведение и своевременное предоставление необходимой документации (план, отчеты по мероприятиям, журнал учета выполненной работы и др.).
8.2.Права наставника:
-участие в обсуждении вопросов, связанных с ПН;
-знакомство с персональными данными наставляемых с соблюдением требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях их защиты;
-внесение предложений руководителю ОО о создании необходимых условий для выполнения ПН; предложений о поощрении (взыскании) наставляемых.
8.3.Кандидатуры наставников предлагает куратор из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные результаты в работе (достижения в учебе), способность и готовность делиться своим опытом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
8.4.Наставник лишается своего статуса в случае нарушения сроков и времени проведения мероприятий, намеченных ПН (без уважительной причины), в случае нарушения трудовой дисциплины, этических правил и норм.
9.Обязанности и права наставляемого
9.1.Обязанности наставляемого:
-подписание и выполнение условий договора с наставником;
-выполнение мероприятий ПН в установленные сроки;
-проявление дисциплинированности и организованности.
9.2.Права наставляемого:
-участие в обсуждении формирования наставнических пар и групп;
-участие в разработке ПН, внесение предложений;
-знакомство с документами, содержащими оценку его деятельности
1.Поощрение деятельности куратора, наставника
1.1.Представление к государственным и ведомственным наградам;
1.2.Благодарственные письма, почетные грамоты Администрации Борзинского района, министерства образования Забайкальского края ;
1.3.включение в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности; назначение на вышестоящую должность.
 
2.Мониторинг и оценка деятельности ОО по внедрению ЦМН
2.1.Куратор постоянно отслеживает:
-реализацию ПН и план взаимодействия наставника и наставляемого;
-прогресс наставнических взаимоотношений;
-периодичность, тип и качество встреч наставника с наставляемым;
-прогресс в развитии наставляемого;
-продолжительность и качество наставнических отношений.
2.2.Показателями мониторинга эффективности реализации ЦМН в ОО являются следующие:
-доля детей и подростков в возрасте от 10 до 19 лет от общего количества детей в ОО, вошедших в ПН в роли наставляемого, %;
-доля детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет от общего количества детей в ОО, вошедших в ПН в роли наставника, %;
-доля учителей – молодых специалистов, вошедших в ПН в роли наставляемого, %;
-доля предприятий (организаций) от общего количества предприятий, осуществляющих деятельность на территории Борзинского района, вошедших в ПН, предоставив своих наставников, %;
-уровень удовлетворенности наставляемых участием в ПН, %;
-уровень удовлетворенности наставников участием в ПН, %.
2.3.Периодичность оценки показателей в процессе мониторинга два раза в год: в декабре, в августе.
 
Приложение 1 Примерная форма письменного заявления в наставники
Куратору ПН
МОУ «ООШ с.Акурай»
 
(Ф.И.О.наставника)
 
заявление
Прошу принять меня в программу в качестве наставника.
С порядком приема и деятельностью наставников ознакомлен(а) и согласен(а). Обязуюсь четко следовать задачам программы наставничества, соблюдать права, обязанности и принципы деятельности наставника.
" " 20 г.
(подпись) контактные телефоны: дом.тел.: моб.тел.:
e-mail: 
 
Заявление принято к рассмотрению " " 20 г. Куратор программы ФИО
 
Приложение 2
Образец анкеты наставника
1. Личные данные Имя:
 
Адрес Город: Индекс: Дата заполнения:
 
Дом. тел
Раб. тел.:
Моб. тел.:
 
Дата рождения: / / 2.Трудовой стаж
Пожалуйста, предоставьте информацию о занятости за прошедшие лет, начиная с последнего места работы.
Работодатель:
Адрес:
Имя руководителя: Должность: телефон
 
Период трудоустройства: с по (месяц/год) Должность:
3. Внимательно прочтите перед подписанием:
Мы благодарим Вас за интерес к нашей программе наставничества! Поставьте «галочку» возле каждого из нижеперечисленных пунктов:
Я согласен следовать всем правилам программы наставничества и понимаю, что любое нарушение приведет к приостановке и/или прекращению наставнических отношений.
Я понимаю, что программа наставничества не обязана озвучивать причину одобрения или отклонения моей кандидатуры в качестве наставника.
Я согласен с тем, чтобы программа наставничества использовала любые мои фотографии, сделанные во время участия в программе наставничества. Эти изображения могут быть использованы в рекламных целях или других материалах.
Я понимаю, что я должен предоставить все требуемые документы,
справки и рекомендации и что неполная информация приведет к задержке рассмотрения моей кандидатуры.
Своей подписью я удостоверяю правдивость всей информации,
представленной в данной анкете, и согласен со всеми перечисленными выше условиями.
 
Подпись (расшифровка подписи) Дата
 
Приложение 3 Примерная форма прикрепления наставника к наставляемому
Потенциальные участники программы:
Наставник:
Наставляемый: Родитель/опекун: Критерии подбора:
Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/опекуна: одинаковый пол, общие интересы, совместимость графиков, близость мест проживания, схожесть черт личности, другие причины совместимости:
 
Вопросы, вызывающие обеспокоенность: Комментарии:
Решение о прикреплении:
 
Приложение 4
 
Образец заявления на обработку персональных данных
 
Директору МОУ «ООШ с.Акурай»
 
 
ФИО наставника,
 
заявление
на обработку персональных данных
Я, (ФИО), даю согласие
(наименование организации) на обработку моих персональных данных, совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 ФЗ «О персональных данных», содержащихся в настоящем заявлении, в целях обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
педагогических работников, обеспечения личной безопасности, контроля качества реализации программы наставничества и обеспечения сохранности имущества образовательной организации, а именно:
-  использовать  все  нижеперечисленные  данные  для  оформления
кадровых документов, для запросов информации обо мне, в том числе через МВД, учреждения здравоохранения и другие структуры, для проверки предоставленной мной информации;
-использовать мои персональные данные в информационной системе
для осуществления контроля моей деятельности как наставника, фиксации моих достижений, поощрений и т.д.;
-размещать мои фотографии, фамилию, имя и отчество на доске почета, на стендах в помещениях организации, на сайтах в сети Интернет;
-создавать и размножать визитные карточки с моей фамилией, именем
и отчеством и моими контактными данными, распространять эту информацию любыми другими способами (в том числе в рекламных буклетах).
1.ФИО
2.Дата рождения
3.Паспорт: серия, номер, дата и орган выдавший документ
4.Адрес регистрации по месту жительства
5.Адрес фактического проживания
6.ИНН
7.Номер страхового свидетельства пенсионного страхования
Об ответственности за достоверность представленных сведений предупрежден.
Подпись (расшифровка подписи) дата